Положение о взаимодействии с семьями воспитанников

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013гс изменениями от 21.01.2019 г;
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" в
редакции от 6 марта 2019г; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1014 от 30.08.2013г с изменениями от
21.01.2019 г; Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом дошкольного образовательного
учреждения (с изменениями и дополнениями).
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом МБДОУ «Детский сад № 18
«Ивушка» (далее - МБДОУ) и вводится в целях организации новых форм работы с родителями
(законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского развития в
дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных
представителей) в единое пространство детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого
выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и
родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной
деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у
воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с семьями
воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного образовательного учреждения
с семьей, документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.

2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
• работа с работниками МБДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
• повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и
формирование традиций семейной культуры;
• изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
• вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольного
образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
• создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность;
• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного
образовательного учреждения;

• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
• организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
• оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации)
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей)
воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
• выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров
у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к традиционной
культуре;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
• выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями)
воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области
формирования базиса личностной культуры детей;
• гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
• повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в
области защиты прав и достоинств ребенка;
• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных
представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического,
социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого,
технического развития детей;
• создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских
взаимоотношений семей.

3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями
воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
• принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и
партнерских отношений в системе «МБДОУ – семья»;

принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников,
а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
• принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и
развития ребенка.
• принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным учреждением
и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
• принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов
воспитательно-образовательного
процесса,
в
создании
в
детском
саду
эмоциональноблагоприятной атмосферы;
• принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных
делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
• принцип доброжелательности всех участников содружества;
• принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого
принуждения).
• принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и
творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;
• принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и
педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
• принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников МБДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка
и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
• принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».

•

4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников
на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного
учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными
условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
• группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания
своего ребенка, других детей группы;
• составление программы совместных действий
педагога
и
родителей
(законных представителей);
• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия МБДОУ и семьи:
• целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по
предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и
традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).

4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия МБДОУ и семьи:
• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников
дошкольного образовательного учреждения;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям
традиционной культуры;
• ценностно-ориентированный
характер
взаимоотношений
работников
дошкольного
образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников:
доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• посещение семей на дому;
• анкетирование;
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих
впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);
консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта
работы;
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• тренинги;
• почта доверия;
• семейные проекты;
• творческие проекты;
• тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
• вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
• семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских
собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного
общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению
нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения
детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества МБДОУ с семьей:
• методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов
реализации, корректировки;
• методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);

•

методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка).

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие МБДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательного
процесса в дошкольном образовательном учреждении, формирование партнерского сообщества
работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в МБДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей
(законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на
партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
• соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного образовательного
учреждения и семьи;
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной
субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива
дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными структурами:
общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем,
другими дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства МБДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного образования, и
не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в
том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными
представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы МБДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, старшему воспитателю, заведующему МБДОУ, как показатель роста педагогических
интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по
педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт
других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к
пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями
педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах,
праздниках, организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости
их помощи МБДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о
воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
• планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей
в работе с семьей за прошлый год;
• учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
• разнообразие планируемых форм работы;
• планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических
кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
• разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам МБДОУ в вопросах
взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах,
консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
• выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников; сайт этих положений http://ohrana-tryda.com
• выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в дошкольном
образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
• планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;
• разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
• разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
• отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);
• учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников осуществляется
заведующим и старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
• посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом
воспитателя;

изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
• привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в
дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития партнерства
является Управляющий совет МБДОУ - постоянный коллегиальный орган управления, в состав
которого
избираются работники дошкольного
образовательного учреждения,
родители, представители Учредителя. Оригинал данного положения http://ohrana-tryda.com/node/2207
8.5. Управляющий совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
• определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения;
• организация работы по защите прав и интересов участников образовательного процесса;
• контроль
над соблюдением
надлежащих условий
осуществления
образовательной деятельности
дошкольным образовательным учреждением,
осуществляющим образовательную деятельность, воспитания и труда в детском саду,
сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
• поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного
процесса в случаях, когда это необходимо.
•

9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник МБДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
• планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по дошкольному
образовательному учреждению на учебный год;
• протоколы групповых родительских собраний;
• конспекты мероприятий;
• отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
• протоколы заседаний Управляющего совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной
работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».