№
I
1.
2.
3.
II
1.
Содержание
Пояснительная записка
Особенности воспитательного процесса в детском саду
Цель и задачи воспитания
Планируемые результаты
Содержательный раздел программы
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
1.1.
1.2.
1.3.
Модуль «Традиции детского сада»
Модуль «Творческие соревнования»
Модуль «Праздники»
1.4.
Модуль «Фольклорные мероприятия»
III
Организационный раздел программы воспитания
1.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
2.
Нормативно-правовая документация
Календарный план воспитательной работы
Стр.
3
4
6
7
8
8
8
10
11
12
13
13
14
16
2
Пояснительная записка
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной
программы МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка» (ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 18
«Ивушка»).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года №
304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа
воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года №
2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на
сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения
воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их
людьми. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна
из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических
качеств,
инициативности, самостоятельности
и
ответственности ребенка (1.6.б ФГОС ДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов,
указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других…. Может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области
живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками.
Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
раздел «Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса»
(описание специфики деятельности ДОУ);
раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей
формулируется цель воспитания и задачи, которые
ДОУ предстоит решать для достижения цели;
раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ДОУ показывает, каким
образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный
раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей.
«Традиции
детского сада»
Инвариативные модули
«Творческие
«Праздники»
соревнования»
мероприятия»
«Фольклорные
Вариативные модули
Ключевые общесадиковые мероприятия
Создание развивающей среды
3
Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в
системе воспитательной работы ДОУ. Воспитательные задачи реализуются в содержании
образовательных областей, согласно ФГОС ДО, обеспечивая их интеграцию.
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показывает,
каким образом в ДОУ осуществляется самоанализ организуемой в нем воспитательной
работы. Раздел содержит перечень основных направлений, дополнен критериями и способами
его осуществления.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной
работы с указанием конкретных мероприятий и примерных сроков их проведения.
Программа позволяет педагогическим работникам и родителям скоординировать свои
усилия, направленные на воспитание подрастающего поколения.
1. Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса
Программа учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении,
индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах,
изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт
1. 2.):
поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства
как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к
следующему периоду
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и детей;
уважение личности ребенка.
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском
саду: в процессе НОД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и
индивидуальной работы.
Основные традиции воспитательного процесса в нашем ДОУ:
1.
Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего
детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов.
Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и
взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные
условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления
уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое
влияние педагога.
2.Детская художественная литература и народное творчество традиционно
рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в
воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности
дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными
установками.
3.Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных
форм детских сообществ. Это кружки, секции, творческие студии, лаборатории, детсковзрослые сообщества и др. Данные сообщества обеспечивают полноценный опыт
социализации детей.
4
4.Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий. В ДОУ
существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают
консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку
своим коллегам в организации воспитательных мероприятий.
5.
В детском саду создана система методического сопровождения педагогических
инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство
для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных
воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым
этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы.
6.
Дополнительным
воспитательным
ресурсом
по
приобщению
дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются
мини-музеи, организованные в каждой группе дошкольного учреждения. Музейная
педагогика рассматривается нами как ценность, обладающая исторической и
художественной значимостью.
2. Цель и задачи воспитания
В
соответствии
с Федеральным законом «Об
образовании
в
РФ» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции
Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ).
Исходя из данного определения сформулирована общая цель воспитания в ДОУ:
создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе
социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в
социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у
него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт
участия в социально важных делах.
Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили
конкретные задачи:
1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально
значимых образовательных и досуговых мероприятий.
2.Реализовать воспитательные возможности детско-взрослых сообществ, основанных
на коллективной практической деятельности.
3.Использовать в воспитании детей возможности непосредственно образовательной
деятельности (НОД).
4. Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного
края на основе музейной педагогики.
5.Расширить воспитательный потенциал ДОУ посредством разнообразия форм
дополнительного образования: кружков, творческих студий, лабораторий, спортивных секций
и др.
6. Организовать раннюю профориентационную работу с детьми дошкольного возраста.
7.Использовать воспитательный ресурс развивающей предметнопространственной
среды ДОУ.
5
8. Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по
воспитанию ребенка дошкольного возраста.
Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В
воспитании детей дошкольного школьного возраста таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;
уважать старших и заботиться о младших;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;
беречь и охранять окружающую природу;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни.
На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и
оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила
поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как
нравственная норма своего поведения.
3.
Планируемые результаты.
При достижении поставленной цели и задач воспитания у дошкольников:
Развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических
качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка
в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и
склонностями;
•
Формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и
устойчивого образа
жизни,
инициативности,
самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
•
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
•
Организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми
и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного
человека;
•
Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
•
Воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов
социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира,
умения общаться с разными людьми;
•
Объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе
традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление
партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психологопедагогической поддержки,
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания,
развития и
6
II. Содержательный раздел программы воспитания.
1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Практическая
реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений
воспитательной работы МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка». Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
1.1. Модуль «Традиции детского сада»
Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события,
которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным
торжествам, общим делам, совместному творчеству.
В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего
личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и
способности в процессе коллективной деятельности.
В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации
и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных
качеств детей дошкольного возраста.
Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого
воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в
коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
1.
Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом
и с окружающими взрослыми.
2.
Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
3.
Способствовать освоению социальных ролей: мальчикдевочка; старшиймладший; член коллектива; житель своего города, гражданин своей страны.
4.
Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных
коллективных мероприятий.
5.
Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и
самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности.
6.
Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение
к окружающим людям.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости
обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа.
Традиционным для дошкольного учреждения является проведение: на уровне
ДОУ:
общественных праздников («День
Победы»,
«День защитника
Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»);
сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Масленица»);
тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей»,
«Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя»); - социальных и
экологических акций («Открытка для ветерана», «Бессмертный полк», «Окна Победы»,
«Помогите птицам», «Кормушка для птиц», «Сдай макулатуру-спаси дерево», «Посади
дерево»);
7
на уровне группы:
«Утро радостных встреч»;
«День рождения»;
«Чистая пятница»;
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной
формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные
события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской
деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое
мероприятие.
2.
Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия
в процессе проведения традиционных мероприятий.
Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и
малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры.
3.
Творческие мастерские и детские студии. В мастерских и студиях ребята
занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Делают различные макеты,
лэпбуки, экологические знаки и стенгазеты, подарки, поделки для выставок, социальных
акций. Совместно с воспитателями и родителями изготавливают атрибуты для совместных
мероприятий.
4.
Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки:
информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические,
социальные. Традиционными в детском саду стали выставки детских работ «Мой любимый
детский сад», «Защитники Отечества», «День Победы», фотовыставки «Наши папы удалые»,
«Люблю тебя, мой край родной».
5.
Ярмарки достижений. На ярмарках представляются творческие работы детей.
Активно привлекаются родители для участия в ярмарках семейного творчества по различным
направлениям.
6.
Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие
сотрудники, родители и воспитанники дошкольного учреждения. В ходе акций дошкольники
получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную
жизненную позицию.
7.
Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и
проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития
дошкольников.
8.
Музыкально-театрализованные представления. Данные представления
проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или
театральной гостиной.
9.
Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих
традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности
(физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в
здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту.
1.
1.2. Модуль Творческие соревнования
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком
сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и
8
эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция
воспитательных усилий.
Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию
ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей;
чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои
творческие способности.
Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это
продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники
процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по
взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть
терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном
движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с
положениями, условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта
участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической
культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка» проводит творческие соревнования в различных
формах, например, конкурсы, выставки, фестивали.
Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным
планом воспитательной работы МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка».
МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка» помогает подготовиться семье к успешному
участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в
подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка,
понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к
любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования
педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию
родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.
1.3. Модуль «Праздники»
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов обучающихся:
памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для
закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному
воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Для снижения утомляемости детей в МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка»
организуются частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются
игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по
развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не
просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на
детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее
место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для
9
чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть
конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том,
какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего
ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какието проблемные моменты, над
которыми стоит поработать дома. Помимо этого педагоги могут оценить поведение ребенка в
коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он
дисциплинирован.
Педагогический коллектив в соответствии с требованиями СанПиН3.1/2.4.3598-20 по
предупреждению распространения COVID-19 не приглашает родителей на праздники во всех
возрастных группах, но родители являются активными участниками образовательной
деятельности в онлайн – праздниках, онлайн - акциях, флешмобах.
МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка» организует праздники в форме тематических
мероприятий: праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, День Победы, а также
утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом
воспитательной работы МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка».
1.4. Модуль «Фольклорные мероприятия»
Фольклорные мероприятия пересекаются с праздниками, но существенно отличаются
от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие
социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями
и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий.
Например, это могут быть «Осенняя ярмарка», «Гуляние на масленицу», «Колядки»,
«Праздник русской березки», «Русские посиделки».
После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий,
кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения
фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы
МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка».
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать
важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на
взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку
историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют;
особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.)
невозможно без посещения музеев (в т.ч. виртуальных), выставок, конкурсов.
Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных
карточек», изготовлении игрушек.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию
и развитию дошкольников:
• формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
раскрепощение, снятие
эмоционального напряжения;
• социализация, развитие коммуникативных навыков.
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах
деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой,
музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
III. Организационный раздел программы воспитания.
10
1.Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка» воспитательной работы
осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью
выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка», являются:
• принцип
•
•
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и
к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
воспитанниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания,
умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
• принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад
участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа
организуемого в МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка» воспитательного процесса являются:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития воспитанника каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями совместно заведующего с последующим
обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №
18 «Ивушка».
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов
сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы
личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в МБДОУ «Детский сад № 18 «Ивушка» совместной
деятельности детей и взрослых.
2.
11
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском
саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
• качеством проводимых общесадовских мероприятий;
• качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
проводимых экскурсий, экспедиций, походов;
•
качеством
качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных
мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ «Детский сад № 18
«Ивушка» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.
2.
Нормативно-правовая документация
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Основные локальные акты
1.
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Ивушка»
2.
План работы на учебный год
3.
Календарный учебный график
Используемые парциальные программы:
1.
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования.
Для детей 5-7 лет. (Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации).
2.
Формирование основ безопасности у дошкольников. Белая К.Ю. – М.: Мозаика-Синтез,
2014.
3.
«Юный эколог». Николаева С.Н. – М.: «Мозаика-Синтез», 2010.
4.
«С чего начинается Родина?». Патриотическое воспитание дошкольников.
Кондрыкинская Л.А. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
5.
«Приобщение детей к истокам народной культуры». Князева О.А., Маханева Н.А. –
СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
6.
Программа развития речи детей дошкольников. О.С. Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
7.
«Экологические занятия с детьми 5-6 лет; 6-7 лет» Бондаренко Т.М. – Воронеж:
Учитель, 2007г
8.
«Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста»
Г.А.Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2008.
9.
«Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации» О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Музыкальный руководитель:
1. Программа «Музыкальные шедевры», Радынова О.П. – М.: «Гном- Пресс», 1999.
12
2. Программа «Приобщение детей к истокам народной культуры», Князева О.А.,
Маханёва Н.А. – С-ПБ.: Детство-Пресс, 2004 Инструктор по физической культуре:
1.
«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в ДОУ» Т.М.Бондаренко. –Воронеж:
Учитель, 2012.
2.
«Физическая культура
дошкольникам»
Л.Д.Глазырина. – М.:
Владос,. 2000.
3.
«Физкультурные праздники в детском саду» В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М:
Просвещение, 2001.
4.
Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. Л.И. Пензулаева. – М:
Владос, 2002 г.
13
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ТРАДИЦИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Срок
проведения
Сентябрь
Октябрь
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная
День здоровья
День здоровья
Развлечение
«Первый
праздник»
(01.09)
День здоровья
Развлечение «Чему
учат в школе»
(01.09)
Осеннее
развлечение
«Золотая осень»
(13.10)
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
День здоровья
Осенний праздник «Осень встречаем»
(13.10)
Открытие зимнего городка
Новогодний
Новогодний праздник «Новогодние сюрпризы» (25.12.)
праздник
«Зимняя сказка»
(24.12)
Развлечение «Прощание с ёлочкой» (12.01)
«Зарничка»
23 февраля (20.02)
Праздник
«Подарочки для
мамочки»
(02.03)
Развлечение
«Разноцветные
лучики» (15.04)
«Праздник 8 марта» (05.03)
Развлечение
«Шагающий
автобус»
Развлечение
Развлечение «Путешествие в
космос» (11.04)
«Солнышко
лучистое»
(14.04)
Праздник «Красный, желтый, зеленый»
Праздник «Выпускной»
Месяц
Сентябрь
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ДОСУГОВ
Группа
Тема досуга
Младшая группа
«Мой веселый, звонкий мяч»
14
Октябрь
Средняя группа
«День знаний»
Старшая группа
«День знаний»
Подготовительная группа
«День знаний»
Младшая группа
Развлечение «Загадки с овощной грядки».
Средняя группа
«День здоровья»
Старшая группа
«День здоровья»
Подготовительная группа
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
«День здоровья»
Младшая группа
«Дорожка здоровья»
Средняя группа
«Дорожка здоровья»
Старшая группа
«День бегуна, скакуна, прыгуна»
Подготовительная группа
«День бегуна, скакуна, прыгуна».
Младшая группа
«Хорошо зимой в саду!
Средняя группа
«Наши зимние забавы»
Старшая группа
«Зимние старты с Дедом Морозом!»
Подготовительная группа
«Зимние забавы»»
Младшая группа
«Встреча со Снеговиком»
Средняя группа
«В гостях у сказки «Теремок»»
Старшая группа
Спортивный праздник «Зимняя олимпиада»
Подготовительная группа
Спортивный праздник «Зимняя олимпиада».
Младшая группа
Физкультурный досуг «Летчики, танкисты»
Средняя группа
Военно-патриотическая игра «Зарничка»
Старшая группа
Военно-патриотическая игра «Зарничка»
Подготовительная группа
Военно-патриотическая игра «Зарничка»
Младшая группа
«Масленица»
Средняя группа
«Масленица»
Старшая группа
«Масленица»
15
Апрель
Май
Подготовительная группа
«Масленица»
Мадшая группа
«Ловкие, быстрые, сильные!»
Средняя группа
«Добрым смехом смеются дети!»
Старшая группа
«Добрым смехом смеются дети!»
Подготовительная группа
«Добрым смехом смеются дети!»
Младшая группа
«Все любят цирк!»
Средняя группа
Эстафета «Дружная семья»
Старшая группа
Весенний кросс на стадионе «Олимп»
Подготовительная группа
«Дружная семья», ГТО сдаём вместе.
16
ТВОРЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ
Конкурс
Дата проведения
Всероссийский уровень
Всероссийская викторина «Моя родина –
Россия»
Сентябрь 2021
Всероссийский детский конкурс декоративноприкладного творчества «Осенний
калейдоскоп»
17.10.2021
Всероссийский конкурс фотографий
«Необыкновенный урожай»
11.2021
Муниципальный уровень
с 21 сентября по 08 октября 2021 года
Муниципальная акция «Месячник
безопасности»
Флешмоб «Мама- рулит!»
Муниципальная акция «Безопасный Новый
год»
12.11.2021
12..12.2021
Конкурсы ДОУ
Фестиваль с чтецов, посвящённый Дню
Матери «Мама»
25.11.2021
Конкурс поделок «Новогодний талисман»
20.12.2021
Конкурс построек из снега «Защитники»
23.02.2022.
17